» » Система подготовки к егэ и гиа по русскому языку

Система подготовки к егэ и гиа по русскому языку

Система подготовки к ГИА по русскому языку - ГИА - Каталог статей

        ЕГЭ и ГИА по русскому языку принято критиковать. Однако критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007.-232
с.

Это и тесты для проверки знаний определений и правил,и для проверки осознанности определений и правил,и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не одинправильный ответ.

5–7 классы

На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Учащиеся обычно без труда справляются с подобными заданиями.

С 5–7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках,а также  ведение справочников.

Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 7-го класса дети без труда определяют орфограммы и могутих объяснить грамотно.

Шаг 1. Повторение теоретического
материала.

Для успешного
выполнения тестовых заданий по ЕГЭ и ГИА необходимы глубокие и прочные знания
по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9
класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами:

1.Методом
индивидуальной подборки информационного материала;

2. Методом
групповой работы.

В любом случае
учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную
литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме.

 Этот материал оформляется в опорные конспекты,
таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников
таблицы-сравнения, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть
морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени
существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия,
глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия.
Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению
теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий.

При подготовке к
итоговой аттестации учащиеся опираются на 
таблицы – алгоритмы, создаваемые с 5 класса, старшеклассники
самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь
раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в
тексте, затем заполняют таблицу. Следующим этапом является работа с материалом,
который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по
слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах
сменного состава.

Шаг 2. "Продвинутая"
лекция.

Работа по данной программе позволяет ученику
проверить свои знания, потренироваться в
выполнении различных видов заданий, повторить и
систематизировать важнейшие сведения по
основным разделам курса русского языка.

Предполагаемый результат

Качественная подготовка учащихся к
государственной (итоговой) аттестации по
русскому языку в 9-х классах в новой форме.

Программа рассчитана на 32 учебных часа.

Предназначена для работы с учащимися 9-х
классов.

Содержание программы

   5.2. Полное и неполное предложение

   5.3. Простое осложненное предложение

   5.4. Сложное предложение

6. Орфография

   6.1. Правописание гласных после шипящих и ц

   6.2. Правописание ь и ъ

   6.3. Правописание корней

   6.4. Правописание приставок

   6.5. Правописание суффиксов разных частей речи (кроме н/нн)

   6.6. Правописание н/нн в разных частях речи

   6.7. Правописание падежных и родовых окончаний

10–11 класс

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знаниеми структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять  части А и В. В 10–11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыкови тщательная подготовка к сочинениючасти С.

10 класс – активно использую обобщающие таблицы, которые есть у каждого ребёнка для работы. Обучающиеся отрабатывают пройденные задания на время. Определённый срок – определенное количество заданий.

Каждое полугодие учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в формезаданий ЕГЭ.

В 10 классе (если обучение веду не с этого года) и в 11 классе (если преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по выполнению заданий части С.

Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо – личное , распространённое, не осложнено.

  1. Анализ текста

(1)Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2 ) Давно нет тех, кто был с ним знаком. (3) Но, когда они жили, когда можно было с ними поговорить, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: « А что было главным в Серове-человеке? » - отвечали: « Достоинство ».

(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…

(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9 ) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10 ) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…

(11) В современной Серову художественной среде замечали: « Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, достоинством».

Выполните задания к тексту.

1.        

В каком предложении содержится тема текста?

А) 3 В) 8

Б) 4 Г) 11

2.        

Определите стиль и тип речи.

А) научный стиль, описание

Б) публицистический стиль, рассуждение

В) художественный стиль, повествование

Г) научный стиль, рассуждение

3.        

Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?

    Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.


Наверх