» » Русский язык для детей мигрантов

Русский язык для детей мигрантов

Дети мигрантов в современной России

После распада СССР руководство РФ на протяжении 20 лет проводило миграционную политику, которую можно охарактеризовать как коррумпированную политику массовой иммиграции из стран СНГ. А сегодня на государственном уровне провозглашается политика иммиграционной открытости.

Такой выбор связан как с ложными концептуальными предпосылками, так и с тем, что сверхкоррумпированный и дисфункциональный государственный аппарат оказался не способен осуществлять реальное регулирование миграционных процессов, и обречен: идти по пути наименьшего сопротивления – иммиграционной открытости.  Результат такой политики налицо: полным ходом по всей России идёт замещение русского населения мигрантами –  в основном выходцами из средней Азии, Кавказа, Китая, Афганистана и др. стран.

Сегодня Москва, Московская область, С. Петербург, большинство крупных городов Центрального региона и Южный регион европейской части нашей страны, оказались перенаселенными. Ведь помимо внутренних мигрантов здесь осело огромное количество мигрантов из Северного Кавказа, Закавказья и азиатских стран СНГ. Из-за избытка населения Москва стала опасным для проживания городом.  Под наплывом мигрантов с каждым годом численность ее населения  возрастает,  а инфраструктура города ограничена. Несложно представить социальные проблемы крупных городов в не столь отдаленной перспективе. Практика уже обозначила некоторые из них –  проблему детских садов, которую государство не в состоянии решить, и не менее сложные проблемы школьного образования и социальной адаптации детей мигрантов.  

Выделяют три основные категории детей мигрантов. К первой из них относятся учащиеся, которые в совершенстве владеют русским языком и не владеют родным языком; ко второй — те, кто в совершенстве владеют родным и не владеют русским (инофоны); к третьей — те, кто одновременно владеют родным и русским (билингвы). В последнее время наблюдается тенденция в увеличении числа инофонов, которые владеют языком на пороговом уровне, на уровне городской коммуникации. Этого недостаточно для адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе.

Цель обучения русскому языку детей мигрантов - изучение живой русской речи для успешной социализации учащихся. Основными задачами преподавания русского языка как иностранного являются предупреждение ошибок в русской речи, овладение основными нормами современного русского литературного языка, приоритет поликультурного образования.

Известно, что система языка формируется поэтапно: фонетика — морфология — синтаксис — лексика. Она вступает в противоречие с поэтапным формированием речевой деятельности, поскольку основная единица речи — фраза, произнесенная и услышанная, прочитанная или написанная учащимися, — содержит единицы всех ярусов языка: это и предложение, и слова, и морфемы, и фонемы. Таким образом, детям мигрантов в экстремально быстрые сроки приходится усваивать язык, минуя ступени поэтапного формирования системы языка.

Всем обучающимся предоставляется учебный материал



Если закон будет принят Государственной Думой, потом одобрен Советом Федераций и подписан Президентом, обязательным условием приема детей в детские сады и школы станет предоставление родителями-мигрантами соответствующих документов от Налоговой Службы РФ. Таким образом, планируется стимулировать мигрантов легализировать свое пребывание в рамках закона. Кроме того, законопроект позволит решить еще и проблему острой нехватки мест в школах и детских садах, которая сегодня особенно актуальна в Москве и крупных мегаполисах страны. Экспертные данные на этот счет неутешительны, так по последним данным у нас в стране не имеют возможность посещать школы или детские сады, вследствие отсутствия в них мест, более 50% детей. При этом на долю детей мигрантов приходится в среднем около 10% всех мест в учебных заведениях России. В некоторых же из московских школ это количество достигает 70%.

— Мы предлагали такие проекты последние 5 лет, и Минобрнауки наконец-то нас услышало. Обучение русскому языку людей разных культур и разных языковых групп методически должно различаться. Должны быть учебники, адаптированные к особенностям языка людей, изучающих русский язык. Остается организационный вопрос по созданию таких учебников и по подготовке преподавателей, — рассказал Рыжаков.

Пока неизвестно, кто именно будет заниматься переподготовкой педагогических кадров — это будет определено на публичном конкурсе, который объявит Минобрнауки.

• В ноябре 2000 года Московским комитетом
образования был издан приказ № 875 «Об открытии
групп по изучению русского языка как
иностранного для обучающихся в образовательных
учреждениях города Москвы», где впервые был
поставлен вопрос о создании условий в школе для
проведения работы по языковой адаптации детей,
не владеющих или слабо владеющих русским языком.
В частности, приказом предусмотрено открытие
групп (9–13 учеников) по изучению русского языка
как иностранного с учебной нагрузкой 2 часа в
неделю.

• Сегодня в соответствии с этим приказом в
Москве в 68 школах открыты 211 групп РКИ, в которых
обучаются 2500 учащихся.

• Следует отметить, что в настоящее время
практически повсеместно в этих группах
занимаются учащиеся, которые владеют русским
языком на разных уровнях, от нулевого до
продвинутого. Этот факт весьма затрудняет работу
учителя, делает ее трудоемкой и малоэффективной.
В такой ситуации страдают все.

Учащиеся, только начинающие изучать русский
язык, не могут за такое короткое время получить
даже самое необходимое. При этом, будучи
официально зачислены в школу, они обязаны
посещать все уроки по предметам базового цикла,
где абсолютно ничего не понимают. Другими
словами, теряют драгоценное время.

Те же учащиеся, которые лишь недостаточно
хорошо владеют русской речью, могут получить на
занятиях в этих группах очень много полезного, но
на фоне «нулевиков» они выглядят столь
«успешно», что практически лишаются нужной
помощи и просто скучают. А ведь именно для них и
открыты эти группы, именно таким ребятам и
необходимы эти два часа в неделю.

Об учителе говорить и вовсе не приходится. Он
«разрывается» между своими учениками, пытаясь
дать им хоть что-то за несколько минут, и в
результате не помогает никому.

Решить эту проблему в рамках одной школы не
представляется возможным, так как строгое
распределение учащихся по группам согласно их
возрасту и уровню владения языком приведет к
наполняемости групп 2–3 человеками, что никак не
приемлемо в плане финансирования.

С 1 января 2001 г. на базе общеобразовательной
школы № 729 (Южное окружное управление
образования) по соглашению между Московским
комитетом образования и УВКБ ООН в рамках
пилотного проекта культурно-языковой адаптации
детей вынужденных мигрантов и лиц, ищущих
убежище, был сформирован языковой нулевой класс
для учащихся 6–7 лет. Конечной целью обучения
была подготовка учеников языкового класса к
поступлению в 1-й класс школы и последующему
обучению наравне с русскоязычными сверстниками.
Результаты были весьма удовлетворительными.
Через полгода обучения «нулевики» поступили в
первый класс этой же школы и продолжили обучение
вместе с первоклассниками-москвичами.

Интонация повествовательного предложения. Интонация вопросительного предложения с вопросительным словом и без вопросительного слова.

                                             Морфология

Имя существительное как часть речи

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Собственные и нарицательные существительные.

Категория рода имен существительных, ее грамматическое значение и выражение.

Принципы распределения существительных по родам.

Категория числа имен существительных, ее значение и грамматическое выражение.

Категория падежа имен существительных. Падежная система в современном русском языке. Основные значения падежей.

Именительный падеж (лицо активного действия; название лица (предмета); обращение; характеристика лица; факты, события; наличие предмета; предмет обладания; идентификация лица).

Родительный падеж (без предлога: определение предмета (лица); отсутствие лица (предмета) только в настоящем времени; обозначение количества, меры в сочетании с числительными два, три, четыре, пять в ограниченных конструкциях; месяц в дате (на вопрос "Какое сегодня число?"); с предлогами: исходный пункт движения (из, с); лицо, которому принадлежит что-либо (у)).

Дательный падеж (без предлога : адресат действия; лицо (предмет), о возрасте которого идет речь (только с личными местоимениями); лицо, испытывающее необходимость в чем-либо (только с личными местоимениями); с предлогами: лицо как цель движения (к)).

Винительный падеж (без предлога: лицо (предмет) как объект действия; продолжительность, срок действия, обозначает время; с предлогами: направление движения (в, на).

Раздел, навыки

Понедельник

Фонетика (правильное произношение слов), развитие связной речи

Вторник

Орфография (закрепление основных правил написания слов)

Среда

Лексика (пополнение словарного запаса, работа со словарями), работа со словарными словами

Четверг

 Почему так происходит? Может потому, что создаются определённые условия и возможность быть ребёнком-бомжом?  Может потому, что государству некогда и незачем лелеять и растить будущее поколение, ввиду того, что как личности  они не нужны, а как обитатели дна - устраивают власть? Им же много не надо, они не пойдут предъявлять претензии политике властьимущих, государство абсолютно ничего им не должно - экономия то какая!  Эти дети не учатся в школе, не проходят медицинские осмотры. Многие из них или не умеют читать или читают по слогам. Почти 60% беспризорников со временем пополняют ряды уголовников. Что мешает государству, наконец, озаботиться судьбой миллионов беспризорников? Создать министерство по делам детей? Тем более что такой опыт у страны есть. После гражданской войны по просторам необъятной России колесили более 7 мн. беспризорников. Но голодная страна нашла способ, как спасти миллионы ничейных детей.

Ещё в мае 2001 года Совет безопасности РФ признал: детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны. Но прошло почти 11 лет, а проблема с места не сдвинулась.

Почему у государства есть деньги на адаптацию детей мигрантов, а на беспризорников России нет? Ведь совершенно очевидно, что дети мигрантов должны учиться у себя на родине. Обучение русскому языку и обучение в высших и средних учебных заведениях  в нашей стране для иммигрантов  и их детей должны быть платными, а не осуществляться за счёт граждан России. Зато у государства есть деньги на проведение всевозможных пустопорожних конференций, создание липовых фондов и  не работающих программ по борьбе с беспризорностью. Вроде бы проблема решается (на уровне болтовни), государство озабочено, а денежки, выделяемые на всю эту возню, оседают в карманах чиновников. Дожили! Нашими беспризорными занимаются иностранные волонтёры!

Мы благодарим сотрудников Государственного музея истории религии за тёплый приём и надеемся на то, что наши подопечные смогут продолжить знакомство с интереснейшей экспозицией музея.

Наверх