Русский диктант 5 класс

Контрольные диктанты 5 класс. - Диктанты и проверочные работы. - Проверочные работы диктанты сочинения конспекты. - Рабочие материалы.

               Контрольные диктанты 5 класс.

Тема: «Повторение изученного в начальных классах».         

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

(Озаглавить.)

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

№ 4.

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

№ 1.

(Озаглавить.)

Погода стала меняться. Из-за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

     Много  разных  жуков  съедает  она  за  день.  Даже  не  верится,  что  у  маленькой  птички  может  быть  такой  аппетит.

      Люди  называют  синицу  сторожем  наших  садов.  (94   слова)   (по  Г.  Скребицкому)

Грамматические  задания

1. Озаглавьте  текст.

 2.. Укажите,  какой частью  речи  выражены  слова:  в  1-м  предложении   --   1-й  вариант

   -  2-й  вариантУвидит  зорким  глазом  добычу,  схватит  её  клювом  и  съест В  предложении  

  --  1-й  вариантнаносят,  фруктовых,  грудка 3. Разберите  слова  по  составу:  

Разломишь,  маленькой,  жучками  --  2-й  вариант

  --  1-й  вариант;вред,  плоды,  на  дереве 4.  Подчеркните  орфограммы  в  словах:  

Клюв,  головка,  садам  --  2-й  вариант

5. Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант в 5 классе № 5

Цельпроверить  усвоение  учебного  материала  на  конец  1-й  четверти  по  разделу  «Синтаксис.  Пунктуация»  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта  данного  года  обучения.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  ранее  изученных  орфограмм  и  сформированных  пунктуационных  навыков:

- постановки  знаков  препинания  в  предложениях  с  однородными  членами;

- постановки  знаков  препинания  в  предложениях  с  обобщающим  словом  при  однородных  членах  предложения;

- постановки  знаков  препинания  в  предложениях  с  обращением;

- постановки  знаков  препинания  в  предложениях  с  прямой  речью;

- постановки  знаков  препинания  в  сложном  предложении;

- постановки  знаков  препинания  в  конце  предложения.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- разбирать  словосочетания  и  определять  способ  связи  (смысловой  и  грамматической)  в  них;

- выполнять  синтаксический  разбор  простого  предложения,  осложнённого  однородными  членами;

- определять  предложения  с  прямой  речью;

- *составлять  сложные  предложения  из  двух  простых. 

Осенним  вечером

        Солнце  в  сентябре  стоит  низко.  Кусты  осин  кажутся  золотыми.  Голубое  небо  покрывается  прозрачными,  лёгкими,  воздушными  облаками.

        Мягкий  ветерок  слабо  тревожит  воздух,  который  пахнет  полынью.

        Вдруг  с огромной  высоты  донеслись  странные  звуки.   Это  поднялись  в  небо  косяки  птиц:  журавлей,  уток,  гусей.  Под  самыми  облаками  летят   большие  белые  птицы  и  шлют  прощальный  привет  родным  местам.  «До  свидания,  птицы!» - вырывается  из  моей  груди.

      Закатилось  яркое * багровое   солнце.  На  синем  небе   вспыхнула  огоньком  маленькая  звёздочка.  (74  слова)

 Грамматические  задания

1. Выпишите  из  текста  два  словосочетания  и  произведите  их  разбор.

 2. Произведите  синтаксический  разбор  предложений:

Голубое  небо  покрывается  прозрачными,  лёгкими,  воздушными  облаками.1-й  вариант:  

Это  поднялись  в  небо  косяки  птиц:  журавлей,  уток,  гусей.2-й  вариант:  

 3.  Выпишите  предложение  с  прямой  речью,  составьте  его  схему.

 4* Используя  последние  два  предложения  текста  диктанта,  составьте  сложные  предложения  различных  видов.  Постройте  схемы.

5. Орфографический разбор текста.

странные Слова  для справок:  

Примечание.  Знаки  препинания,  обозначенные  звёздочкой  объяснить  учащимся

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант в 5 классе № 6

Цель:  проверить  усвоение  учебного  материала  на  конец  1-й  четверти  по  разделу  «Синтаксис.  Пунктуация»  в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта  данного  года  обучения.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  ранее  изученных  орфограмм  и  сформированных  пунктуационных  навыков:

- проверяемые  безударные  гласные  в  корне  слова;

- буквы  и,  а,  и  после  шипящих;

- проверяемые согласные  в  корне  слова;

- е – и  в  окончаниях  существительных;

- безударные  гласные  в окончаниях  прилагательных;

- раздельное  употребление  предлогов  с  местоимениями;

- большая  буква  в  именах  собственных;

Постановки  знаков  препинания:

- в  предложениях  с  прямой  речью;

- запятая  при  обращении;

- однородных  членах  предложения;

- в  сложном  предложении.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление  уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- производить  синтаксический  разбор  предложения;

- работа  с  обстоятельствами;

2 Мб
 Размер:

Смотреть, скачать:  docs.google.com 
yandex.disk 

  • Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
  • Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова».
  • Найти сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу. Составить схему предложения.
  • Разобрать слова по составу: «показались», «малинник», «поиграть».
  • Выполнить морфологический разбор слова «срывал».

Ольха

 ***                                                      

      Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
      В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
      Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
      Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
       Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.
Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.
Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.
Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем - гостем из Австралии.

____________________________

      III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.

      Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.

      Выборочные диктанты

      Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

      1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагаемое; положение; предложить; возлагать; приложить.

      2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.

      3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

      Предупредительные, объяснительные диктанты

      I. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево.

      II. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

  —  прилагательное,

 —  глагол,

 —  существительное.

      Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь густые заросли кустов еще виднелись лучи солнца.

(По К. Паустовскому)

      III. Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

      IV. Найти (по одному примеру) слова, строение которых соответствует схемам:

 — существительное,

 — глагол,

 — прилагательное.

      Одинаков ли морфемный состав слов розового и белого? Доказать. Подобрать синонимы к словам тосковала, поразительное.

      Одно из семи чудес света

      По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.

      Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

      Буквы е — о после шипящих в корне.

...

Наверх