» » Цветовой тест люшера ключ

Цветовой тест люшера ключ

Психология цвета. Тест Люшера и его интерпретация

Психология цвета: тест Люшера:Влияние >
Психология

Мужчина и женщинаМужчина и женщина

ЛичностьЛичность

Влияние: Психология цвета; тест Люшера и его интерпретацияВлияние

СемьяСемья

Психологические проблемы детейДети

Психологические тесты: тест Люшера. ИнтерпретацияТесты

Мужчина и женщинаМужчина и женщина

ЛичностьЛичность

Влияние: Психология цвета; тест Люшера и его интерпретацияВлияние

СемьяСемья

Психологические проблемы детейДети

Психологические тесты: тест Люшера. ИнтерпретацияТесты



Психологическая характеристика синего цвета

 

. Этим он не объясняет, что именно представляет
собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности.
"очаровательное ничто"Синий цвет легко понятен. Он отражает
физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Уместно процитировать Гёте,
естествоиспытателя и поэта, он выразил сущность синего цвета поэтическим
понятием

"Склонность синего
цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких
тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем
сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нём стремление к чистому и,
наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет. С большим
проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к чёрному, он приобретает
оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьёзное, где
нет и не может быть конца".
Обратимся к Кандинскому:

"Синий – чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст
всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и
услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной
громоздкостью и тяжестью".
К. Кестлин, малоизвестный автор прошлого века,
пишет в своей "Эстетике":

"Насколько охотно
мы следуем за удаляющимся предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий
цвет. И не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечёт нас за
собой".
Гёте в параграфе 781 своего учения о цветах говорил:

Инструмент для личностной психодиагностики

ЦТЛ (или Цветовой тест Люшера) впервые был описан в 1948 году. Он сразу принёс своему автору всемирную славу. Проективный тест Люшера даёт представление о склонности человека к определённой деятельности, о преобладании того или иного настроения, выявляет наиболее устойчивые черты личности.

+4+0

Нуждается в каком-либо избавлении от всего, что его угнетает, и цепляется за смутные и иллюзорные надежды.

+4+1

Надеется, что эмоциональная близость принесет ему облегчение и удовлетворенность. То, что он сам нуждается в одобрении со стороны окружающих, делает его готовым оказать помощь другому, и в ответ на это он хочет тепла и понимания. Благосклонно относится к новым идеям и возможностям, которые, как он надеется, окажутся плодотворными и интересными.

+4+2

Отличается бдительностью и острой наблюдательностью. Ищет новые пути, которые открыли бы перед ним больше возможностей и позволили бы ему получить как можно больше. Хочет показать себя и завоевать признание. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других.

+4+3

Стремится расширить сферу собственного влияния. Полон ожидания и надежд. Так как пытается распространять свою деятельность достаточно широко, то существует опасность распыления сил.

+4+5

Сильно развито воображение, художественный стиль мышления. Стремится к интересным и увлекательным событиям, хочет, чтобы другие им восхищались. Раним и чувствителен. Плохо переносит строгую регламентацию деятельности.

+4+6

Испытывает отчаяние, тревогу, острую неудовлетворенность ситуацией. Нуждается в физическом комфорте, свободе от каких-либо проблем, в безопасности и возможности восстановить силы. Вытеснение психологических причин конфликтов ведет к появлению психосоматических симптомов.

+4+7

Пытается уклониться от каких-либо проблем, сложностей и напряжения, принимая неожиданные, своевольные и необдуманные решения или изменяя линию поведения.

+5

Повышенная чувствительность. Стремится испытывать и проявлять нежные чувства. Очень сентиментален и романтичен. Полностью отдается этим чувствам. Стремится вызывать у людей симпатию при помощи своего обаяния и приветливости.

+5+0

Нуждается в нежном участии и сочувственном понимании и хочет оградить себя от споров, конфликтов или каких-либо обессиливающих стрессов. Ведет себя дипломатично и осторожно.

+5+1

Стремится к приятной, сердечной связи и к состоянию идеальной гармонии. Имеется повышенная потребность в эмоциональном принятии и поддержке. Тонко чувствует красоту. Способен проникнуться чувствами другого и полностью отдаться увлечению.

+5+2

Хочет производить приятное впечатление, хочет, чтобы в нем видели необыкновенную личность, поэтому все время начеку; ему нужно видеть, насколько он в этом преуспевает и как на него реагируют окружающие. Чтобы добиться авторитета и особого признания, прибегает к различным приемам, пуская их в ход в хорошо продуманном порядке. Восприимчив к эстетическому и оригинальному.

+5+3

Легко и быстро увлекается всем, что возбуждает. Поглощен всем тем, что способно сильно волновать, захватывать, будь то эротическое или какое-либо иное возбуждение. Хочет волновать окружающих и интересовать их как личность, активно используя свое обаяние и авторитет. Искусно пользуется различными приемами, чтобы не поставить под угрозу свои шансы на успех и не подорвать доверия к себе других людей.

+5+4

Стремится к интересным и волнующим событиям. Может очень нравиться окружающим, подкупая их своим явным к ним интересом и искренностью. Слишком развито воображение, любит фантазировать и мечтать.

+5+6

Хочет найти возбуждение в атмосфере сладострастия и чувственной роскоши.

+5+7

Настойчиво стремится к близким отношениям, которые удовлетворяли бы все чувственные потребности и основывались на совпадении чувств и воззрений.

+6

Ищет освобождения от проблем. Стремится к удовлетворению своих физических и жизненных потребностей. Потребность в отдыхе и восстановлении сил.

+6+0

Серьезно нуждается в отдыхе и расслаблении, свободе от конфликтов и в возможности прийти в себя. Хочет оградить себя от разрушительных и опустошающих воздействий. Стремится к безопасности и свободе от проблем.

+6+1

Стремится к чувству удовлетворенности, физической легкости и отсутствию конфликтов, нуждается в гарантии благополучного будущего, испытывает страх одиночества или разлуки.

+6+2

Строжайшим образом контролирует себя, старается не проявлять обиды и раздражения. Нуждается в более надежных и спокойных условиях, в которых он бы чувствовал себя в большей безопасности и имел бы возможность набраться сил.

+6+3

Ориентирован на чувственные удовольствия. Стремится удовлетворять потребность в переживаниях и получать удовольствие от ощущения собственной силы.

+6+4

Считает маловероятным, что его надежды сбудутся, и предается жизни, исполненной чувственной праздности, свободной от каких-либо проблем.

+6+5

Ищет роскоши, чувственного комфорта и возможности реализовать свою склонность к сладострастию.

+6+7

Ставит себе высокие, но нереальные цели. Сталкивался с горькими разочарованиями, что вызвало резкое снижение самооценки и склонность занимать пассивную позицию. Хочет все забыть и восстановить силы в спокойной, свободной от проблем обстановке.

+7

Воспринимает существующую ситуацию как превратность судьбы. Считает, что к нему предъявляются слишком высокие требования. Старается избегать постороннего влияния, чтобы не дать переубедить себя.

+7+0

Считает, что ситуация безнадежна. Оказывает сильное сопротивление всему, что ему неприятно (см. интерпретации для -1 ,-2,-3 или -4, все они в данном случае уместны). Пытается защититься от всего, что может вызвать у него раздражение или углубить его подавленность.

+7+1

Страдает от неблагоприятных внешних воздействий, которые воспринимает как мучительные и удручающие (см. интерпретации для -2,-3 или -4, все они в данном случае уместны), и оказывает им сильное сопротивление. Единственное желание, чтобы его оставили в покое.

+7+2

Сопротивляется любым внешним ограничениям и попыткам ущемить его интересы. Упрямо отстаивает свое мнение, полагая, что демонстрирует свою независимость и самостоятельность.

+7+3

Страдает от подавляемого перевозбуждения, которое грозит прорваться вспышками импульсивного и необузданного поведения.

+7+4

Пытается избавиться от проблем, трудностей и напряжения, принимая неожиданные, своевольные и необдуманные решения. Отчаянно ищет решение проблемной ситуации, способен на безрассудное поведение, вплоть до самоубийства.

+7+5

Требует, чтобы мысли и чувства находились в совершенной гармонии. Отказывается идти на компромиссы или принимать какие-либо уступки от других.

+7+6

Ставит перед собой высокие, но нереальные цели. Сталкивался с горькими разочарованиями, что вызвало резкое снижение самооценки и склонность занимать пассивную позицию. Хочет все забыть и восстановить силы в спокойной, свободной от проблем обстановке.

ТАБЛИЦА 2

x0

Склонен ограничивать эмоциональную вовлеченность в общение для того, чтобы избежать напряжения при конфликтных ситуациях. Цвета, стоящие сразу за х0, определяют потребности, которые из-за конфликтного напряжения остаются неудовлетворенными. Цвета, которые стоят перед х0, указывают на то, к чему стремятся как к компенсации.

x0x1

Относительно пассивен и находится в спокойном состоянии, хотя тот или иной конфликт мешает душевному покою. Неспособен добиться отношений, которые могли бы удовлетворить его с точки зрения взаимной привязанности и взаимопонимания (предшествующая группа цветов характеризует попытку компенсации этого или другого конфликта).

x0x2

Находится в сложной ситуации, но упорно пытается достичь своих целей, невзирая на сопротивление. Считает необходимым в качестве дополнительной меры предосторожности скрывать свои намерения с тем, чтобы обезоружить недоброжелателей (предшествующая группа цветов характеризует попытку компенсации этого и других конфликтов)

x0xЗ

Пытаясь добиться успеха, сталкивается с трудностями. Старается скрыть свою импульсивность, но его действия приводят к осложнениям и неопределенности, и он становится тревожным и раздражительным (предшествующая группа цветов характеризует попытку компенсации этого и других конфликтов).

x0x4

Крушение надежд и неспособность определить, какие меры следует принять,- все это вызывает значительный стресс (предшествующая группа цветов характеризует попытку компенсации этого и других конфликтов).

+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

Возбудимость, импульсивность

----------------------------

[Ключ: 13|B5841]

*** Пpотивоpечивые pезультаты! ***

Ожидание, отношение к окpужению

-------------------------------

[Ключ: 13|Y1230]

Хочет, предварительно защитив себя от недооценки, возможности изоляции

и возможных разочарований, насладиться радостью чувственных ощущений и

переживаний во время общения. Добивается выполнения своих желаний, ведя

себя расчетливо.

Обработка результатов полного варианта цветового теста Люшера производится в 3 этапа:

СТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ ПРОФИЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Выбор №1 2 1 5 3 6 0 4 7
2 1 5 3 6 0 4 7 + + х х = = — --
+ + + х х = — --
Выбор №2 5 2 1 6 3 0 4 7
5 2 1 6 3 0 4 7+ + х х = = — --
+ + + х х = — --

Профильный анализ учитывает, какие цвета у испытуемого составили друг с другом
устойчивую пару (их обводят кружком0, а какие «держатся» отдельно (обводятся
квадратом). Например, цвета 3 и 6 — устойчивая пара и это позволяет, несмотря на
то, что коричневый, а затем и красный занимают пятую позицию ряда, стандартно
оцениваемую знаком «=», присвоить этим цветам знак «х». Выборы отдельных цветов,
согласно Люшеру, интерпретируются иначе, чем составивших пару, что также
подчеркивает преимущество профильного анализа над стандартным вариантом. Так
цвет 5 должен интерпретироваться отдельно, а не в паре с 2, как в случае
стандартного варианта (выбор 2).

Рисунок 4.1.2.3.
Модель «КУБА»

Позиции «— —». Первый цвет серый

—О —1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

—О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

—О —3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

—О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.

—О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

—0 —7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

—1 —2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

—1 —3(синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

—1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

—1 —5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

—1 —6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

—1 —7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

—1 —О (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

—2 —1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной
ситуации.

—2 —3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает
для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

Интерпретация результатов

Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние. Подробное описание значения цветов.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

  • № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • № 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;
  • № 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;
  • № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Эмоциональная напряженность нивелируется попыткой уйти от ответственных решений.

+0-3

Усталость и ощущение бессилия болезненно переживаются и вызывают защитную реакцию ограничительного поведения, несмотря на решимость добиться своего.

+0-4

Несбывшиеся надежды и тревога за будущее вызвали реакцию "ухода". Подавленность, страх перед неизвестностью.

+0-5

Застенчивость и недоверчивость, повышенная требовательность к другим в межличностных контактах.

+0-6

Проблема уязвленного самолюбия, повышенная застенчивость при выраженной потребности в общении.

+0-7

Стремление оградить себя от посягательств на свою независимость, потребность в покое.

+1

+1-1

Противоречивость отношения к объекту привязанности от удовлетворенной до тревожно-неудовлетворенной.

+1-2

Чувство собственного несовершенства, развившееся в результате неуспеха. Стремление уйти от ситуации, успокоиться, контролировать свои эмоции.

+1-3

Беспокойство в связи с бессмысленностью дальнейшей борьбы на пути к достижению цели; потребность в доброжелательных отношениях и безопасности побуждает усилить самоконтроль.

+1-4

Разочарования и страх перед будущим создают тревожный фон настроения. Потребность в гармонизации отношений с окружающими и повышении самоконтроля для избавления от чувства уязвленного самолюбия.

+1-5

Потребность в глубокой привязанности не полностью удовлетворена, нет необходимого взаимопонимания, что приводит к повышению самоконтроля.

+1-6

Потребность в повышении собственной позиции за счет усиления самоконтроля.

+1-7

При выраженной самостоятельности и независимости стремление к избеганию конфликта за счет повышения самоконтроля.

+2

+2-0А

Настойчивость в отстаивании своей позиции из опасения, что могут лоявиться препятствия на пути к достижению цели.

+2-1

Эмоциональная неудовлетворенность в связи с ситуацией, ущемляющей самолюбие. Стремление избавиться от тревожного беспокойства, скрывая его подчеркнутой уверенностью и самостоятельностью.

+2-2

Противоречивое соотношение между потребностью в самоутверждении и желанием избавиться от противодействия среды.

+2-3

Переутомление и ощущение бессилия перед лицом трудностей, раздражение и горечь обиды. Повышенная чувствительность к критическим замечаниям в свой адрес.

+2-4

Неудовлетворенность, бесперспективность, тревожные опасения, уязвленное самолюбие создают почву для беспокойства. Стремление отстоять свои позиции через упорство и требовательность к окружающим, сопротивляемость внешним обстоятельствам.

+2-5

Рассудочный, пассивно-созерцательный подход, используемый для укрепления своих позиций и самоутверждения.

+2-6

Потребность в самоуважении реализуется через признание своей значимости референтной группой.

+2-7

Стеничное отстаивание своей самостоятельности, стремление к независимости и упрочению своих позиций.

+3

+3-0

Напряженная, лихорадочная активность, направленная на достижение цели в связи с опасением препятствий и помех.

+3-1

Неудовлетворенность в связи с переживанием утраты или разлада в сфере глубокой привязанности. Стремление забыться в напряженной деятельности.

+3-2

Трудности в преодолении препятствий породили тревогу и неуверенность в себе. Напряженность и стремление реализовать свои намерения могут привести к гневным реакциям.

+3-3

Противоречивое соотношение между потребностью в самостоятельном принятии решений и желанием обрести покой.

+3-4

Огорчения и чувство бесперспективности являются почвой для стресса. Трудности самореализации и разлад в межличностных контактах компенсируются напряженной деятельностью, направленной на достижение цели.

+3-5

Спонтанность (свобода) самореализации ограничивается стремлением рассудочно взвесить все обстоятельства.

+3-6

Спонтанная самореализация, доставляющая удовлетворение и повышающая собственную ценность в глазах других.

+3-7

Стеничность в борьбе с ограничениями и препятствиями на пути самореализации, самостоятельность, потребность в независимости.

+4

+4-0

Опасения встретить препятствия на пути к достижению желаемых целей вызывает беспокойную активность, направленную на малопродуктивную деятельность.

+4-1

Напряженность, вызванная неудовлетворенной потребностью в любви, теплых отношениях, ощущение непонятости. Беспокойные поиски новых взаимоотношений, которые могли бы принести радость и спокойствие.

[свернуть]

Наверх